Подпрограмма здоровье
Подпрограмма
"Здоровье"
управления образования администрации Большесосновского муниципального района на 2011-2013 г. г.
Наименование подпрограммы
- подпрограмма "Здоровье" Управления образованием администрации Большесосновского муниципального района на 2011-2013 г.г
Цель подпрограммы
Задачи подпрограммы
- формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
- создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей;
- внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся;
- разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в школе, ДОУ;
- внедрение программ воспитания и обучения здоровью для всех участников образовательного процесса.
- создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
Сроки реализации
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели её эффективности
-2011 -2013 годы
- организация совместной деятельности медицинских работников, психологов и педагогов, по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника;
- осуществление систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики;
- снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса;
- создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся;
- повышение уровеня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
Состояние проблемы
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
В Большесосновском районе 16 образовательных учреждений, 1705 учащихся. Все образовательные учреждения базируются в населенных пунктах с хорошей экологической обстановкой, природными условиями, способствующими сохранению и дальнейшему формированию здоровья.
Все образовательные учреждения закреплены за медицинскими учреждениями и получают основные виды обслуживания и помощи.
Внедрен и выполняется основной базисный учебный план с соблюдением требований САНПина. Введен 3-й час физической культуры за счет школьного компонента. Во всех школах дети получают горячее питание в школьных столовых.
Обязательные уроки и внеурочные занятия ведут специалисты физической культуры 17 человек, из них:
- 3 имеют высшую категорию;
- 5 – 1-ю категорию;
- 10 – 2-ю категорию.
Кроме них ведут занятия тренировочных групп ДЮЦ «Олимп» 11 человек:
- 2 имеют высшую категорию;
- 3 – 1-ю категорию;
- 6 – 2-ю категорию.
Почти половина специалистов имеют первую и высшую категории.
Всю методическую работу процесса физического воспитания организует районное методическое объединение, в рамках которого проводятся 3-4 тематических семинара в год, 18-20 соревнований районного уровня. Столько же соревнований краевого значения, 3-4 соревнования Всероссийского уровня.
Разработаны и внедряются в практику рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания.
Все это вместе взятое, в общем комплексе школьного учебного процесса, направлено на физическое и духовное совершенствование учащихся средствами физической культуры и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома, отражает целенаправленность школьного звена системы физического воспитания.
Главной целью такой работы является подготовка здоровых, физически образованных учеников к любым видам жизнедеятельности.
Но надо иметь в виду, что многое изменилось в жизни россиян:
- формируется новая общеобразовательная школа;
- меняется и совершенствуется педагогическая деятельность учителя;
-меняется и совершенствуется учебная деятельность ученика, делается все больший акцент на его саморазвитие, становление его личности, формирование активного «я», доведение умений до потребности и привычки организовать свой здоровый образ жизни.
Чтобы достичь такой цели необходимо в первую очередь программно-методическое обеспечение.
На сегодняшний день разработано более 20 программ физического воспитания. Любую из них можно взять за основу.
В настоящее время готовится к изданию учебная программа для школ Большесосновского района с учетом местных особенностей.
В основу всех программ заложен уровень требований государственного образовательного стандарта:
-обязательный минимум содержания физической культуры;
- требования к уровню подготовленности школьников 1-4, 5-9, 10-11кл.
Особенностью новых программ является вариативный компонент – 30-40%. Именно тут школам предоставляется возможность вносить в программу свои элементы.
На основе программы создается конструкция учебного процесса в которой планируется что надо сделать, к чему прийти, ведение учета успехов ученика.
Много сегодня говорится о качестве образования, в данном случае физического.
Что имеется в виду?
- Уровень достигнутого здоровья по результатам тестирования и медицинского обследования.
- Физическое развитие детей по результатам антропометрических исследований.
- Физическая подготовленность (развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
- Двигательная подготовленность (по оценке владения движениями).
Все это объективные показатели качества образования.
К субъективным качествам образования следует отнести:
- Уровень профессиональной подготовленности педагога.
- Отношение педагога к своим обязанностям.
- Отношение учеников и их родителей к формированию здоровья.
- Психологическая атмосфера в классе (взаимоотношения между учениками).
Важнейшим элементом общей конструкции физического воспитания является система управления им.
Это функционально-процессуальная деятельность педагогического коллектива, направленная на решение вышеуказанных задач.
Составляющие такой деятельности:
- Система руководства процессом директором учреждения и его заместителями (планирование и организация деятельности на их выполнение).
- Система участия в управлении всех педагогов и в первую очередь классных руководителей и учеников.
- Активная деятельность учителя физической культуры, педагога учреждения дополнительного образования.
- Ежегодное отслеживание результатов деятельности, их анализ и внесение коррекций в процесс физического воспитания.
- Прогнозирование результатов и соотнесение их фактического уровня с прогнозом.
В основном, все вышеперечисленные аспекты физического воспитания в работе школ района имеют место и способствуют решению задач физкультурного образования учащихся. Результаты мониторинга здоровья учащихся 9-х и 11-х классов, процентные соотношения распределения учащихся на медицинские группы здоровья, достижения учащихся подтверждают вполне удовлетворительные результаты физкультурно-оздоровительной работы школ района.
Но в физкультурном образовании учащихся имеются упущения, ошибки:
- слабая функционально-процессуальная деятельность;
- далеко не полное выполнение требований гос. стандарта;
- ослаблена образовательная направленность физической культуры;
- не преодолено отчуждение физкультурного образования от личности, преодолеть которое путем организации физического образования в интересах личности – в этом суть процесса гуманизации образования.
Последние замечания подтверждают результаты мониторинга здоровья учащихся 9 и 11 классов.
В 9 кл. из 151 ученика обследовано 99,3%.
- отличных показателей – 7 чел. (4,9%);
- хороших – 61 чел. (45,5%);
- средних – 41 чел. (46,2%);
- слабых – 5 чел. (3,5%).
В 11 кл. из 94 учащихся обследовалось 85 чел. (99%)
- отличных показателей – 8 чел. (9,5%);
- хороших – 53 чел. (63%);
- средних – 24 чел. (27%);
- слабых – нет.
В 11-х классах почти 30% выпускников имеют средний уровень здоровья.
Для того чтобы сохранить положительные моменты физического образования детей в целях их здоровьеформирования, устранить недостатки необходима программа действий всей системы образования и как составной части физкультурного образования.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.
Основная задача современной школы — обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.
ПЛАН
реализации подпрограммы «Здоровье»
Направление деятельности |
Мероприятия с педагогическими работниками |
Мероприятия с учащимися |
Мероприятия с родителями |
Мониторинг и диагностика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Психолого -медико-педагогическое направление |
Медико-физиологическое Диспансеризация учителей; Плановая вакцинация; Индивидуальные и групповые консультации учителей; Проведение уроков здоровья. Проведение семинаров |
Медико-физиологическое Углубленный осмотр учащихся; Плановая вакцинация; Индивидуальные и групповые консультации учащихся. Проведение уроков здоровья; |
Медико-физиологическое Индивидуальные и групповые консультации родителей. Психолого-педагогическое консультирование “Особенности психо- физического развития детей дошкольного и школьного возраста” (психолог) |
Медико-физиологическое Диагностика и мониторинг здоровья учащихся и учителей; Контроль за состоянием кабинетов, спортивных сооружений школы; Контроль за противоэпидемическим состоянием пищеблока; Контроль за состоянием фактического питания; Бракераж - Изучение психологической готовности учащихся начальных классов (психологи); - Контроль рассадки учащихся в соответствии с информацией о нарушениях зрения (зам. директора по УВР). |
Психологическое Индивидуальные беседы и консультации; Оформление стендов и информационных листов; Психологическое просвещение “Как сделать жизнь счастливее”
|
Психологическое Индивидуальные беседы и консультации; Оформление стендов и информационных листов; Уроки здоровья. Психогимнастика, коррекционно-развивающая работа, индивидуально – коррекционная работа |
Психологическое Индивидуальные беседы и консультации; Оформление стендов и информационных листов; - Анкетирование родителей “Ваши пожелания и ожидания”; - “Школьные трудности периода адаптации” |
Психологическое Мониторинг и диагностика психологического климата в классах; Анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания на уроках. |
|
Организация здорового питания |
Организация питания учителей; Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание» |
Организация классных часов и бесед по теме: «Здоровое питание» Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание» |
Проведение тематических родительских собраний: «Питание и здоровье ребёнка» Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание» |
Анкетирование родителей, учащихся, учителей по вопросам питания; Контроль за противоэпидемическим состоянием пищеблока; Контроль за состоянием фактического питания; |
Учись быть здоровым |
Повышение профессионального уровня учителей Педагогические советы по здоровье-сберегающим технологиям; Семинары, РМО, Подготовка методических рекомендаций для педагогов, по вопросам здоровья. Индивидуальные консультации. Организация курсовой подготовки педагогов по вопросам здоровьясбережения. |
Повышения уровня знаний о здоровье Подготовка методических рекомендаций для учащихся по вопросам здоровья. Индивидуальные консультации ОУ с учащимися. |
Повышения уровня знаний о здоровье Подготовка методических рекомендаций для родителей по вопросам здоровья. Индивидуальные консультации. |
Анкетирование учащихся и родителей по вопросам здоровья; Оценка оздоровительного потенциала школы; Формирование здоровьесберегающих условий в урочное и во внеурочное время; |
Обучение и воспитание культуры здоровья. Обучение: Проведение педагогических мастерских по темам: «Здоровье учителя», «Здоровьесберегающие технологии» - Разработка календарно – тематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков здоровья (зам. дир. по УВР); - Планирование занятий по валеологии в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром (зам.дир.по УВР); - Разработка динамических часов в 1 классе (учителя 1 классов). |
Обучение и воспитание культуры здоровья Обучение: Уроки здоровья (1—4класс); Спортивные секции; Кружки. Воспитание:Проведение школьных турниров по отдельным видам спорта; Проведение Дней здоровья, Дней бегуна, лыжника….; Семейно-спортивные праздники; Военно-спортивная игра «Зарница», «Безопасное колесо» |
Обучение и воспитание культуры здоровья Обучение: Проведение тематических родительских собраний. Индивидуальные консультации родителей. Участие в проведении школьных турниров по отдельным видам спорта; Проведение Дней здоровья, Дней бегуна, лыжника….; Семейно-спортивные праздники; |
Анкетирование педагогов по вопросам эффективности работы данного направления; Анкетирование учащихся и родителей по вопросам эффективности работы данного направления; Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового ребенка; Оценка оздоровительного потенциала школы; Анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания на уроках. Организация отдыха и оздоровления учащихся и учителей; |
|
Экологическое направление |
Озеленение школы в соответствии САНПиН; Организация охраны труда в кабинетах Проведение тематических семинаров |
Озеленение школы; Создание тематических газет, стендов; Организация тематических вечеров; Организация экологических рейдов |
Озеленение школы; Создание тематических газет, стендов; Участие родителей в оформлении школьного участка |
Контроль за соответствием учебных кабинетов требованием охраны здоровья обучающихся; Проверка санитарно-гигиенического режима в школе; |
Спортивно-оздоровительное направление |
Организация работы спортивных секций для учителей. |
ЛФК Участие в спортивных мероприятиях Организация отдыха и оздоровления учащихся Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2,3,4-ом классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор) |
Организация работы секций - Спортивное соревнование “Мама, папа, я – спортивная семья” |
Мониторинг физического развития |
Информационная деятельность |
Заседания РМО; Занятия с учащимися по охране здоровья; Инструктажи по охране труда на уроках, при проведении мероприятий. |
Индивидуальные и групповые беседы с учащимися, склонными к вредным привычкам и их родителями; Акции: «Курить или не курить», «Мир без наркотиков». Индивидуальные, групповые медико-педагогические консультации по проблемам здоровья; Классные часы «Поговорим о здоровье» Выпуск тематических плакатов и листовок; Тематические выпуски брошюр; |
Индивидуальные беседы; Выпуск тематических листовок; Тематические родительские собрания; Спортивно-семейные праздники; |
Анкетирование с целью выявления вредных привычек; Организация отдыха и оздоровления учащихся и учителей; - Изучение периодичности и эффективности спортивно- оздоровительных мероприятий в школе(зам.дир.по УВР и ВР). |
Укрепление материальной базы |
Мероприятия по витаминотерапии Оснащение УМК по тематике, создание тематических уголков; Озеленение школьной территории; |
Озеленение школьной территории. Организация питьевого режима. Оборудования медицинских кабинетов ОУ. Пополнение спортивной базы. |
Озеленение школьной территории. Работа управляющих советов
|
Диагностика оснащенности МТ |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка лайков вк