развитие системы образования

Загрузка ...

    назад 

 ВЕДОМСТВЕННАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ

 ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕСОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО       РАЙОНА НА 2011-2013 ГОДЫ»

 

 

ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы

«Развитие системы образования Большесосновского муниципального района»

Наименование учреждения- заявителя

Муниципальное учреждение «Управление образованием администрации Большесосновского муниципального района  Пермского края»

Юридический адрес заявителя

617080 с. Большая Соснова ул. Ворошилова 5

Номер телефона

8 (257) 2-74-77 (тел./ факс)

E-mail

secretarruo@bk.ru

Адрес сайта

www.bsosnova.ucoz.ru

Разработчик Программы

Управление образованием  администрации Большесосновского муниципального района Пермского края

Цели и задачи

Цель: Обеспечение доступности качественногообразования длявсех слоев населения.

Задачи:

1.Создание условий в образовательных учреждениях, отвечающих лицензионным требованиям, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. 

2.Развитие межведомственной системы выявления и поддержки талантливых детей.

3.Совершенствование и развитие учительского потенциала.

4.Сохранение и укрепление здоровья школьников.

5.Расширение самостоятельности школ.

Сроки реализации программы

С 2011 по 2013 годы

Управление реализацией программы

Начальник управления образованием администрации  Большесосновского муниципального района; муниципальный общественный Совет по вопросам образования

Исполнители программы

- Управление образованием администрации Большесосновского муниципального района, образовательные учреждения

Потребность финансового обеспечения и источники финансирования, всего

2011 год –   850  тысячи рублей (бюджет района)

2012 год –  866 тысяч рублей (бюджет района)

2013 – 962 тысяч рублей (бюджет района)

всего: 2678 тысяч рублей

Районный бюджет

2678 тысяч рублей

Другие источники (внебюджетные средства)

10 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (в т.ч. целевое значение) и показатели социально-экономической эффективности

Выполнение Программы развития системы образования Большесосновского муниципального района на 2011-2013 годы приведет к созданию необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введению профильного образования. Существенно сократится доля школ, нуждающихся в капитальном ремонте. Доля школ, соответствующих лицензионным требованиям, останется на уровне 100%.

Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование, с 89% до 95%; увеличится доля детей обучающихся по программам профильного образования. Вырастет удельный вес детей  и подростков, занятых в сфере дополнительного образования,с 78% до 85                             %.

Возрастет удельный вес педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на высшую квалификационную категорию  с 17 % (2010 году) до 20 % (2013 году), на первую квалификационную категорию с 46 % (2010 году) до  60 % (2013 году).

Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения района, способствовать восстановлению воспитательного статуса семьи.

Организация контроля

- Администрация Большесосновского муниципального района Пермского края;

- Финансовое управление администрации Большесосновского муниципального района;

- Контрольно-счетная палата Земского собрания Большесосновского муниципального района.

 

 1.1.     Анализ состояния сферы действия Программы

Система образования Большесосновского муниципального района в 2010 году включает в себя 16 образовательных учреждений: 1 дошкольное учреждение,  6 основных школ (из них 5 ООШ со структурными подразделениями - детский сад), 7 средних школ со структурными подразделениями - детский сад и 4 структурными подразделениями начальная школа - детский сад, 2 учреждения дополнительного образования: МОУ ДОД "Центр творчества юных «Полет»" и МОУ ДОД ДЮЦ «Олимп».

Учреждения дошкольного образования посещают 477 человек, общеобразовательные школы - 1707 учащихся (в том числе в специальных коррекционных классах обучается 73 ученика), дополнительное образование получает 1848 человек (персонифицированный учёт составляет – 1332 человека). Удельный вес детей, занимающихся в системе дополнительного образования, составляет 78 % от числа всех воспитанников и учащихся от 5 до 18 лет.

Расходы на образование в бюджете Большесосновского муниципального района составили в 2010 году 102075,4 тыс. руб.

При этом текущие подушевые расходы районного бюджета на одного ученика  в год составляют за 10 мес. 2010г. 12713 рублей (на конец 2009 года сумма была 13267,5 рублей).

Развитие системы общего образования района характеризуется следующими процессами: охват детей  дошкольным образованием в 2010 году составляет 52%.

Система общего образования района всё еще находится под влиянием демографического спада, с 2006 по 2010 годы общее количество учащихся в дневных общеобразовательных школах в районе уменьшилось на 186 человек (9,8 %): 2006г.-1893чел., в 2010г.-1707 чел.

Малая плотность сельских поселений вызывает несоответствие удельного веса сельских школ количеству учащихся в них. Малая наполняемость сельских школ приводит к увеличению затрат бюджета на одного ученика, воспитанника, соотношение фонда оплаты труда и фонда материальных затрат составляет в  районе 61,6 % и 38,4% соответственно. Низкая платежеспособность сельского населения не позволяет увеличить долю внебюджетных средств (платных услуг) в системе образования. В 2010 году они составляют 7,4 % от общих затрат.

Анализ муниципальной системы образования  позволяет сделать вывод, что необходима некоторая  реорганизация существующей сети ОУ.

 

        В целях создания безопасных условий для нахождения детей и взрослых в образовательных учреждениях и выполнения лицензионных требований в рамках проекта «Новая школа» на капитальный ремонт образовательных учреждений было израсходовано более 22-х миллионов рублей, в том числе из местного бюджета 25%. В целях обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений:

- в большинстве школ установлена автоматическая пожарная сигнализация(АПС);

- в 2-х учреждениях образования установлены кнопки тревожной сигнализации.

            Частично обновлен автобусный парк школ. С2006 г. по 2010г. приобретено 3 автобуса.  Для обеспечения доступности качественного образования организован подвоз детей в пять школ района, функционирует интернат при Черновской средней школе.

          В результате проведенной работы лицензию на право осуществления образовательной деятельности в 2010г- получили 5 учреждений: Большесосновская СОШ, Петропавловская СОШ, Нижнелыпская ООШ, Бердышевская ООШ, Большесосновский детский сад.

 

         Одним из приоритетных направлений районной системы образования является работа с одаренными детьми, которая в школах района строится через углубленное изучение предметов, систему спецкурсов, факультативов, индивидуальных занятий, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках, организацию дополнительного образования. В районе ежегодно организуются и проводятся олимпиады, НОУ, традиционные районные мероприятия: «День Физики», “Художник 21 века”, “ТРИЗФОРМАТИКА 2010”, «Золотые руки»  и др.,  в которых принимают участие обучающиеся из большинства  образовательных учреждений  района. 

Одним из показателей эффективности работы с одаренными детьми являются победители олимпиад и конкурсов разного уровня. В районе  по некоторым предметам (географии, истории, химии, немецкому языку) за последние годы не было призеров олимпиад муниципального уровня, следовательно, и участников регионального этапа. Этот факт свидетельствует о том, что в школах недостаточно организована работа по подготовке учащихся к олимпиадам, в лучшем случае она носит эпизодический характер. Возможно, одним из решений данной проблемы является снижение количества участников и целенаправленная работа над качеством подготовки.

Поддержка  одаренной молодежи является вкладом в развитие человеческого капитала. И чем раньше ребёнок попадает в комфортную образовательную среду, тем успешнее будет его путь.

         И в первую очередь, на наш взгляд, необходимо создание равных возможностей для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Благодаря комплексной работе по созданию равных стартовых возможностей. Участью в краевом проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих ДОУ». Очередность детей с 1,5 до 5 лет сократилась по сравнению с прошлым годом на 13,5%. Но проблема очередности еще имеется, особенно в Большой Сосновой (52) и Черновском. Основной путь  ее решения открытие дополнительных групп. Что потребует дополнительных финансовых вложений.

Качественное образование способны обеспечить только высококвалифицированные, компетентные кадры. Образовательный ценз учителей района достаточно высокий: 65,3% имеют высшее образование, среднее специальное образование имеют 32,6% педагогов. У 73,1%  учителей первая и высшая категории.    

       Из  239 учителей  района  имеют  стаж  работы до 5 лет - 5% , до 10лет – 7% , до 20 лет – 31% , свыше 20 лет - 59%.

     Количество педагогов,  имеющих  стаж  работы  более  20 лет, увеличивается.  В  школах  района  работает  21  педагог, достигший пенсионного возраста, но  выпускники педагогических учебных заведений не спешат в школу. Ежегодно в среднем в район приезжают по 2-3  молодых  специалиста, 

Первостепенной задачей образовательных учреждений является повышение заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в отраслях экономики, повышение престижа учителя через участие в профессиональных конкурсах и приобретение жилья для работников образования.

Одним из основных индикаторов качества образования  являются результаты Единого государственного экзамена.

 В 2010 году большинство выпускников района сдавали два и более предмета по выбору. По 4 предметам  ЕГЭ: географии, литературе, истории и физике средний тестовый балл по Большесосновскому району выше, чем в среднем по Пермскому краю.

 Ниже краевых показателей оказались результаты ЕГЭ по русскому языку, математике,  английскому языку  и информатике.

Единый экзамен - безусловно, объективная оценка качества образования, важно проанализировать ситуацию и принять конкретные меры, повышающие уровень предметной обученности школьников, прежде всего, математических дисциплин и русского языка.

По итогам ЕГЭ 2010г. трое выпускников претендуют на получение дополнительной стипендии в размере 5000 рублей.

Отдельным стратегическим направлением развития системы образования района является информатизация.

Мы видим две важные цели информатизации:

- подготовить подрастающее поколение жить в информационном мире;

- создать условия для роста качества образования за счет внедрения новых технологий.

Во всех образовательных учреждениях имеется доступ в Интернет, что позволило

- обеспечить доступ учащихся и учителей к информационным хранилищам образовательных ресурсов,

- расширить возможности для участия в региональных и федеральных конкурсах для учащихся и учителей,

- организовать электронный документооборот,

- обеспечить открытость образовательного процесса и результатов через систему СЭД  и сайты образовательных учреждений,

- формировать информационную и социальную компетентность учащихся через участие в проектах  социальных сетей, например, WEB 2.0 

( Большесосновская СОШ и Черновская СОШ)

Необходимо обеспечить   стабильный доступ в  Интернет со скоростью 256 кб/с..   Сайты, программное обеспечение, скайп, ай си кью.

 За этот период проведена большая работа по повышению квалификации педагогических кадров по использованию ИКТ в образовательном процессе:  100 % учителей обучены по программе «Основы  использования персонального компьютера в образовательном процессе». Одной из задач остается внедрение электронной версии портфолио учителя, которое необходимо для прохождения одного из этапов аттестации.

К основным преимуществам системы образования Большесосновского муниципального района относятся:

-финансовая и хозяйственная самостоятельность  всех образовательных учреждений;

- развитие информатизации системы образования, что позволяет перейти к системным изменениям в содержании образования, внедрению современных технологий обучения, в т.ч. дистанционных, и является важным условием уменьшения диспропорции в получении качественного образования  сельским населением.

Основными проблемами в системе образования Большесосновского муниципального района являются:

-  проблема обеспечения детей местами в  дошкольных учреждениях;

- отсутствие системы по выявлению и поддержке талантливых детей;

- низкая наполняемость классов в сельских малокомплектных школах;

- материально-техническое оснащение некоторых школ не соответствует современным требованиям к условиям осуществления качественного образовательного процесса;

- результаты ЕГЭ, мониторинговых обследований  по обязательным предметам ниже краевых показателей;

- слабая мотивация родительского сообщества к общественному управлению образованием;

       - развитие учительского потенциала.

 

 

3. Прогноз социальных, экономических, общественно-политических последствий реализации программных мероприятий

Обеспечение доступности качественногообразования длявсех слоев населения предполагает решение следующих задач:

1. Развитие сети образовательных учреждений района:

- проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений с учетом перспективных потребностей,

- проведение мероприятий по выполнению образовательными учреждениями лицензионных требований,

- переход на образовательные стандарты второго поколения;

-повышение квалификации работников образования по проблемам профильного обучения и предпрофильной подготовки;

- разработка и реализация альтернативных моделей дошкольного образования;

- перевод образовательных учреждений в бюджетные учреждения;

- передача несвойственных функций внешнему оператору.

2. Создание условий для развития районной системы образования, для обновления содержания и внедрения новых технологий обучения:

- обновление содержания и форм воспитательной работы, в том числе:

реализация программ профилактики асоциального поведения, формирование иммунитета несовершеннолетних к вредным привычкам и девиантному поведению, внедрение региональной модели гражданского образования;

- информатизация системы образования:

развитие дистанционных образовательных технологий в обучении учащихся и детей-инвалидов; обновление механизмов повышения квалификации учителей, на основе индивидуальных образовательных маршрутов с использованием модульного принципа, через различные формы, в том числе и дистанционные.

3. Выравнивание доступности образовательных услуг для различных слоев населения:

- создание единого образовательного пространства района;

- включение образовательных учреждений в реализацию региональных моделей профильного обучения.

4. Обеспечение права детей на дошкольное образование:

 создание моделей предшкольного образования, в том числе:

- включение в реализацию региональных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, организационных моделей предшкольногообразования дляразличных условий, методики оценки, результативности дошкольного и предшкольного образования;

- включение в реализацию региональных альтернативных моделей дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, игровых центров, других форм дошкольного развития и воспитания);

открытие дополнительных групп дошкольного образования в Б. Сосновой;

5. Обеспечение условий для развития новых механизмов управления и регулирования в сфере образования, укрепление и развитие кадрового потенциала отрасли:

- включение в реализацию региональной системы оценки качества образования, в том числе:

- формирование общественного заказа на образовательные услуги;

- развитие информационной среды учреждений системы образования, информационно-аналитических систем поддержки принятия решений и мониторинга состояния системы образования района;

- внедрение региональной модели общественной экспертизы деятельности образовательных учреждений;

- совершенствование в районе отраслевой системы оплаты труда педагогических работников;

- внедрение регионального стандарта педагогической деятельности и аттестации педагогических кадров;

- реализация региональной модели организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

6. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

       Развитие и совершенствование нормативного подушевого финансирования, в том числе:

- совершенствование муниципальной и  региональной методики формирования нормативов, отражающих полную стоимость образовательной услуги, подготовку административно-руководящего персонала к работе на принципах подушевого финансирования, проведение факторного анализа стоимости 1 учащегося (воспитанника) в сопоставлении с аналогичными показателями районов-конкурентов;

- формирование системы муниципального заказа на образовательные услуги;

- оптимизация текущих затрат, в т.ч. реализация мероприятий по ресурсосбережению.

Реализация данных мероприятий будет осуществляться в рамках президентской инициативы «Наша Новая школа» по следующим ключевым направлениям:

1. переход на  новые образовательные стандарты;

2. развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей;

3.совершенствование учительского корпуса (развитие учительского потенциала);

4.изменение  школьной инфраструктуры;

5. сохранение и укрепление здоровья школьников;

6. расширение самостоятельности школ.

Выполнение Программы развития системы образования  Большесосновского муниципального района на 2011-2013 годы приведет к созданию необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введению профильного образования. Существенно сократится доля школ, нуждающихся в капитальном ремонте. Доля школ, соответствующих лицензионным требованиям, достигнет уровня 100%.

Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование, с 89 % до 95%. Вырастет удельный вес детей, подростков и юношей, занятых в сфере дополнительного образования, с  78% до 85%.

Возрастет удельный вес педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на высшую квалификационную категорию  с  17 % (2010 году) до 23 % (2013 году), на первую квалификационную категорию с 46 % (2010 году) до  60 % (2013 году).

Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения района, способствовать восстановлению воспитательного статуса семьи.

4.Основная цель и задачи Программы:

Цель: Обеспечение доступности качественного образования

Задачи:

1) Создание условий в образовательных учреждениях, отвечающих лицензионным требованиям, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.  

2)  Обеспечение детей местами в  дошкольных учреждениях.

3) Улучшить результаты ЕГЭ, мониторинговых обследований  по обязательным предметам.

4) Развитие межведомственной системы выявления и поддержки талантливых детей.

5) Совершенствование и развитие учительского потенциала.

6) Сохранение и укрепление здоровья школьников.

7) Расширение самостоятельности школ.

 

Финансовое обеспечение Программы

 

скачать