развитие системы образования
ВЕДОМСТВЕННАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
БОЛЬШЕСОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2011-2013 ГОДЫ»
ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
«Развитие системы образования Большесосновского муниципального района» |
Наименование учреждения- заявителя |
Муниципальное учреждение «Управление образованием администрации Большесосновского муниципального района Пермского края» |
Юридический адрес заявителя |
617080 с. Большая Соснова ул. Ворошилова 5 |
Номер телефона |
8 (257) 2-74-77 (тел./ факс) |
|
|
Адрес сайта |
www.bsosnova.ucoz.ru |
Разработчик Программы |
Управление образованием администрации Большесосновского муниципального района Пермского края |
Цели и задачи |
Цель: Обеспечение доступности качественногообразования длявсех слоев населения. Задачи: 1.Создание условий в образовательных учреждениях, отвечающих лицензионным требованиям, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. 2.Развитие межведомственной системы выявления и поддержки талантливых детей. 3.Совершенствование и развитие учительского потенциала. 4.Сохранение и укрепление здоровья школьников. 5.Расширение самостоятельности школ. |
Сроки реализации программы |
С 2011 по 2013 годы |
Управление реализацией программы |
Начальник управления образованием администрации Большесосновского муниципального района; муниципальный общественный Совет по вопросам образования |
Исполнители программы |
- Управление образованием администрации Большесосновского муниципального района, образовательные учреждения |
Потребность финансового обеспечения и источники финансирования, всего |
2011 год – 850 тысячи рублей (бюджет района) 2012 год – 866 тысяч рублей (бюджет района) 2013 – 962 тысяч рублей (бюджет района) всего: 2678 тысяч рублей |
Районный бюджет |
2678 тысяч рублей |
Другие источники (внебюджетные средства) |
10 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (в т.ч. целевое значение) и показатели социально-экономической эффективности |
Выполнение Программы развития системы образования Большесосновского муниципального района на 2011-2013 годы приведет к созданию необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введению профильного образования. Существенно сократится доля школ, нуждающихся в капитальном ремонте. Доля школ, соответствующих лицензионным требованиям, останется на уровне 100%. Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование, с 89% до 95%; увеличится доля детей обучающихся по программам профильного образования. Вырастет удельный вес детей и подростков, занятых в сфере дополнительного образования,с 78% до 85 %. Возрастет удельный вес педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на высшую квалификационную категорию с 17 % (2010 году) до 20 % (2013 году), на первую квалификационную категорию с 46 % (2010 году) до 60 % (2013 году). Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения района, способствовать восстановлению воспитательного статуса семьи. |
Организация контроля |
- Администрация Большесосновского муниципального района Пермского края; - Финансовое управление администрации Большесосновского муниципального района; - Контрольно-счетная палата Земского собрания Большесосновского муниципального района. |
1.1. Анализ состояния сферы действия Программы
Система образования Большесосновского муниципального района в 2010 году включает в себя 16 образовательных учреждений: 1 дошкольное учреждение, 6 основных школ (из них 5 ООШ со структурными подразделениями - детский сад), 7 средних школ со структурными подразделениями - детский сад и 4 структурными подразделениями начальная школа - детский сад, 2 учреждения дополнительного образования: МОУ ДОД "Центр творчества юных «Полет»" и МОУ ДОД ДЮЦ «Олимп».
Учреждения дошкольного образования посещают 477 человек, общеобразовательные школы - 1707 учащихся (в том числе в специальных коррекционных классах обучается 73 ученика), дополнительное образование получает 1848 человек (персонифицированный учёт составляет – 1332 человека). Удельный вес детей, занимающихся в системе дополнительного образования, составляет 78 % от числа всех воспитанников и учащихся от 5 до 18 лет.
Расходы на образование в бюджете Большесосновского муниципального района составили в 2010 году 102075,4 тыс. руб.
При этом текущие подушевые расходы районного бюджета на одного ученика в год составляют за 10 мес. 2010г. 12713 рублей (на конец 2009 года сумма была 13267,5 рублей).
Развитие системы общего образования района характеризуется следующими процессами: охват детей дошкольным образованием в 2010 году составляет 52%.
Система общего образования района всё еще находится под влиянием демографического спада, с 2006 по 2010 годы общее количество учащихся в дневных общеобразовательных школах в районе уменьшилось на 186 человек (9,8 %): 2006г.-1893чел., в 2010г.-1707 чел.
Малая плотность сельских поселений вызывает несоответствие удельного веса сельских школ количеству учащихся в них. Малая наполняемость сельских школ приводит к увеличению затрат бюджета на одного ученика, воспитанника, соотношение фонда оплаты труда и фонда материальных затрат составляет в районе 61,6 % и 38,4% соответственно. Низкая платежеспособность сельского населения не позволяет увеличить долю внебюджетных средств (платных услуг) в системе образования. В 2010 году они составляют 7,4 % от общих затрат.
Анализ муниципальной системы образования позволяет сделать вывод, что необходима некоторая реорганизация существующей сети ОУ.
В целях создания безопасных условий для нахождения детей и взрослых в образовательных учреждениях и выполнения лицензионных требований в рамках проекта «Новая школа» на капитальный ремонт образовательных учреждений было израсходовано более 22-х миллионов рублей, в том числе из местного бюджета 25%. В целях обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений:
- в большинстве школ установлена автоматическая пожарная сигнализация(АПС);
- в 2-х учреждениях образования установлены кнопки тревожной сигнализации.
Частично обновлен автобусный парк школ. С2006 г. по 2010г. приобретено 3 автобуса. Для обеспечения доступности качественного образования организован подвоз детей в пять школ района, функционирует интернат при Черновской средней школе.
В результате проведенной работы лицензию на право осуществления образовательной деятельности в 2010г- получили 5 учреждений: Большесосновская СОШ, Петропавловская СОШ, Нижнелыпская ООШ, Бердышевская ООШ, Большесосновский детский сад.
Одним из приоритетных направлений районной системы образования является работа с одаренными детьми, которая в школах района строится через углубленное изучение предметов, систему спецкурсов, факультативов, индивидуальных занятий, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках, организацию дополнительного образования. В районе ежегодно организуются и проводятся олимпиады, НОУ, традиционные районные мероприятия: «День Физики», “Художник 21 века”, “ТРИЗФОРМАТИКА 2010”, «Золотые руки» и др., в которых принимают участие обучающиеся из большинства образовательных учреждений района.
Одним из показателей эффективности работы с одаренными детьми являются победители олимпиад и конкурсов разного уровня. В районе по некоторым предметам (географии, истории, химии, немецкому языку) за последние годы не было призеров олимпиад муниципального уровня, следовательно, и участников регионального этапа. Этот факт свидетельствует о том, что в школах недостаточно организована работа по подготовке учащихся к олимпиадам, в лучшем случае она носит эпизодический характер. Возможно, одним из решений данной проблемы является снижение количества участников и целенаправленная работа над качеством подготовки.
Поддержка одаренной молодежи является вкладом в развитие человеческого капитала. И чем раньше ребёнок попадает в комфортную образовательную среду, тем успешнее будет его путь.
И в первую очередь, на наш взгляд, необходимо создание равных возможностей для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Благодаря комплексной работе по созданию равных стартовых возможностей. Участью в краевом проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих ДОУ». Очередность детей с 1,5 до 5 лет сократилась по сравнению с прошлым годом на 13,5%. Но проблема очередности еще имеется, особенно в Большой Сосновой (52) и Черновском. Основной путь ее решения открытие дополнительных групп. Что потребует дополнительных финансовых вложений.
Качественное образование способны обеспечить только высококвалифицированные, компетентные кадры. Образовательный ценз учителей района достаточно высокий: 65,3% имеют высшее образование, среднее специальное образование имеют 32,6% педагогов. У 73,1% учителей первая и высшая категории.
Из 239 учителей района имеют стаж работы до 5 лет - 5% , до 10лет – 7% , до 20 лет – 31% , свыше 20 лет - 59%.
Количество педагогов, имеющих стаж работы более 20 лет, увеличивается. В школах района работает 21 педагог, достигший пенсионного возраста, но выпускники педагогических учебных заведений не спешат в школу. Ежегодно в среднем в район приезжают по 2-3 молодых специалиста,
Первостепенной задачей образовательных учреждений является повышение заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в отраслях экономики, повышение престижа учителя через участие в профессиональных конкурсах и приобретение жилья для работников образования.
Одним из основных индикаторов качества образования являются результаты Единого государственного экзамена.
В 2010 году большинство выпускников района сдавали два и более предмета по выбору. По 4 предметам ЕГЭ: географии, литературе, истории и физике средний тестовый балл по Большесосновскому району выше, чем в среднем по Пермскому краю.
Ниже краевых показателей оказались результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, английскому языку и информатике.
Единый экзамен - безусловно, объективная оценка качества образования, важно проанализировать ситуацию и принять конкретные меры, повышающие уровень предметной обученности школьников, прежде всего, математических дисциплин и русского языка.
По итогам ЕГЭ 2010г. трое выпускников претендуют на получение дополнительной стипендии в размере 5000 рублей.
Отдельным стратегическим направлением развития системы образования района является информатизация.
Мы видим две важные цели информатизации:
- подготовить подрастающее поколение жить в информационном мире;
- создать условия для роста качества образования за счет внедрения новых технологий.
Во всех образовательных учреждениях имеется доступ в Интернет, что позволило
- обеспечить доступ учащихся и учителей к информационным хранилищам образовательных ресурсов,
- расширить возможности для участия в региональных и федеральных конкурсах для учащихся и учителей,
- организовать электронный документооборот,
- обеспечить открытость образовательного процесса и результатов через систему СЭД и сайты образовательных учреждений,
- формировать информационную и социальную компетентность учащихся через участие в проектах социальных сетей, например, WEB 2.0
( Большесосновская СОШ и Черновская СОШ)
Необходимо обеспечить стабильный доступ в Интернет со скоростью 256 кб/с.. Сайты, программное обеспечение, скайп, ай си кью.
За этот период проведена большая работа по повышению квалификации педагогических кадров по использованию ИКТ в образовательном процессе: 100 % учителей обучены по программе «Основы использования персонального компьютера в образовательном процессе». Одной из задач остается внедрение электронной версии портфолио учителя, которое необходимо для прохождения одного из этапов аттестации.
К основным преимуществам системы образования Большесосновского муниципального района относятся:
-финансовая и хозяйственная самостоятельность всех образовательных учреждений;
- развитие информатизации системы образования, что позволяет перейти к системным изменениям в содержании образования, внедрению современных технологий обучения, в т.ч. дистанционных, и является важным условием уменьшения диспропорции в получении качественного образования сельским населением.
Основными проблемами в системе образования Большесосновского муниципального района являются:
- проблема обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях;
- отсутствие системы по выявлению и поддержке талантливых детей;
- низкая наполняемость классов в сельских малокомплектных школах;
- материально-техническое оснащение некоторых школ не соответствует современным требованиям к условиям осуществления качественного образовательного процесса;
- результаты ЕГЭ, мониторинговых обследований по обязательным предметам ниже краевых показателей;
- слабая мотивация родительского сообщества к общественному управлению образованием;
- развитие учительского потенциала.
3. Прогноз социальных, экономических, общественно-политических последствий реализации программных мероприятий
Обеспечение доступности качественногообразования длявсех слоев населения предполагает решение следующих задач:
1. Развитие сети образовательных учреждений района:
- проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений с учетом перспективных потребностей,
- проведение мероприятий по выполнению образовательными учреждениями лицензионных требований,
- переход на образовательные стандарты второго поколения;
-повышение квалификации работников образования по проблемам профильного обучения и предпрофильной подготовки;
- разработка и реализация альтернативных моделей дошкольного образования;
- перевод образовательных учреждений в бюджетные учреждения;
- передача несвойственных функций внешнему оператору.
2. Создание условий для развития районной системы образования, для обновления содержания и внедрения новых технологий обучения:
- обновление содержания и форм воспитательной работы, в том числе:
реализация программ профилактики асоциального поведения, формирование иммунитета несовершеннолетних к вредным привычкам и девиантному поведению, внедрение региональной модели гражданского образования;
- информатизация системы образования:
развитие дистанционных образовательных технологий в обучении учащихся и детей-инвалидов; обновление механизмов повышения квалификации учителей, на основе индивидуальных образовательных маршрутов с использованием модульного принципа, через различные формы, в том числе и дистанционные.
3. Выравнивание доступности образовательных услуг для различных слоев населения:
- создание единого образовательного пространства района;
- включение образовательных учреждений в реализацию региональных моделей профильного обучения.
4. Обеспечение права детей на дошкольное образование:
создание моделей предшкольного образования, в том числе:
- включение в реализацию региональных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, организационных моделей предшкольногообразования дляразличных условий, методики оценки, результативности дошкольного и предшкольного образования;
- включение в реализацию региональных альтернативных моделей дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, игровых центров, других форм дошкольного развития и воспитания);
открытие дополнительных групп дошкольного образования в Б. Сосновой;
5. Обеспечение условий для развития новых механизмов управления и регулирования в сфере образования, укрепление и развитие кадрового потенциала отрасли:
- включение в реализацию региональной системы оценки качества образования, в том числе:
- формирование общественного заказа на образовательные услуги;
- развитие информационной среды учреждений системы образования, информационно-аналитических систем поддержки принятия решений и мониторинга состояния системы образования района;
- внедрение региональной модели общественной экспертизы деятельности образовательных учреждений;
- совершенствование в районе отраслевой системы оплаты труда педагогических работников;
- внедрение регионального стандарта педагогической деятельности и аттестации педагогических кадров;
- реализация региональной модели организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.
6. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Развитие и совершенствование нормативного подушевого финансирования, в том числе:
- совершенствование муниципальной и региональной методики формирования нормативов, отражающих полную стоимость образовательной услуги, подготовку административно-руководящего персонала к работе на принципах подушевого финансирования, проведение факторного анализа стоимости 1 учащегося (воспитанника) в сопоставлении с аналогичными показателями районов-конкурентов;
- формирование системы муниципального заказа на образовательные услуги;
- оптимизация текущих затрат, в т.ч. реализация мероприятий по ресурсосбережению.
Реализация данных мероприятий будет осуществляться в рамках президентской инициативы «Наша Новая школа» по следующим ключевым направлениям:
1. переход на новые образовательные стандарты;
2. развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей;
3.совершенствование учительского корпуса (развитие учительского потенциала);
4.изменение школьной инфраструктуры;
5. сохранение и укрепление здоровья школьников;
6. расширение самостоятельности школ.
Выполнение Программы развития системы образования Большесосновского муниципального района на 2011-2013 годы приведет к созданию необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введению профильного образования. Существенно сократится доля школ, нуждающихся в капитальном ремонте. Доля школ, соответствующих лицензионным требованиям, достигнет уровня 100%.
Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование, с 89 % до 95%. Вырастет удельный вес детей, подростков и юношей, занятых в сфере дополнительного образования, с 78% до 85%.
Возрастет удельный вес педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на высшую квалификационную категорию с 17 % (2010 году) до 23 % (2013 году), на первую квалификационную категорию с 46 % (2010 году) до 60 % (2013 году).
Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения района, способствовать восстановлению воспитательного статуса семьи.
4.Основная цель и задачи Программы:
Цель: Обеспечение доступности качественного образования
Задачи:
1) Создание условий в образовательных учреждениях, отвечающих лицензионным требованиям, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
2) Обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях.
3) Улучшить результаты ЕГЭ, мониторинговых обследований по обязательным предметам.
4) Развитие межведомственной системы выявления и поддержки талантливых детей.
5) Совершенствование и развитие учительского потенциала.
6) Сохранение и укрепление здоровья школьников.
7) Расширение самостоятельности школ.
Финансовое обеспечение Программы
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм