Подпрограмма здоровье

Загрузка ...

назад

 

Подпрограмма

"Здоровье"

управления образования администрации Большесосновского муниципального района на 2011-2013 г. г.

 

Наименование подпрограммы


- подпрограмма "Здоровье" Управления образованием администрации Большесосновского муниципального района на 2011-2013 г.г

 

 

 

Цель подпрограммы

Задачи подпрограммы


- формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

Сроки реализации

 

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели её эффективности


-2011 -2013 годы

 

-   организация совместной деятельности медицинских работников, психологов и педагогов, по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника;

-  осуществление систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики;

-  снижение  заболеваемости всех участников образовательного процесса;

-  создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся;

-  повышение уровеня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

 

Состояние проблемы

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

В Большесосновском районе 16 образовательных учреждений, 1705 учащихся. Все образовательные учреждения базируются в населенных пунктах с хорошей экологической обстановкой, природными условиями, способствующими сохранению и дальнейшему формированию здоровья.

Все образовательные учреждения закреплены за медицинскими учреждениями и получают основные виды обслуживания и помощи.

Внедрен и выполняется основной базисный учебный план с соблюдением требований САНПина. Введен 3-й час физической культуры за счет школьного компонента. Во всех школах дети получают горячее питание в школьных столовых.

Обязательные уроки и внеурочные занятия ведут специалисты физической культуры 17 человек, из них:

- 3 имеют высшую категорию;

- 5 – 1-ю категорию;

- 10 – 2-ю категорию.

Кроме них ведут занятия тренировочных групп ДЮЦ «Олимп» 11 человек:

- 2 имеют высшую категорию;

- 3 – 1-ю категорию;

- 6 – 2-ю категорию.

Почти половина специалистов имеют  первую и высшую категории.

Всю методическую работу процесса физического воспитания организует районное методическое объединение, в рамках которого проводятся 3-4 тематических семинара в год, 18-20 соревнований районного уровня.  Столько же соревнований краевого значения, 3-4 соревнования Всероссийского уровня.

Разработаны и внедряются в практику рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания.

Все это вместе взятое, в общем комплексе школьного учебного процесса, направлено на физическое и духовное совершенствование учащихся средствами физической культуры и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома, отражает целенаправленность школьного звена системы физического воспитания.

Главной целью такой работы является подготовка здоровых, физически образованных учеников к любым видам жизнедеятельности.

Но надо иметь в виду, что многое изменилось в жизни россиян:

- формируется новая общеобразовательная школа;

- меняется и совершенствуется педагогическая деятельность учителя;

-меняется и совершенствуется учебная деятельность ученика, делается все больший акцент на его саморазвитие, становление его личности, формирование активного «я», доведение умений до потребности и привычки организовать свой здоровый образ жизни.

Чтобы достичь такой цели необходимо в первую очередь программно-методическое обеспечение.

На сегодняшний день разработано более 20 программ физического воспитания. Любую из них можно взять за основу.

В настоящее время готовится к изданию учебная программа для школ Большесосновского района с учетом местных особенностей.

В основу всех программ заложен уровень требований государственного образовательного стандарта:

-обязательный минимум содержания физической культуры;

- требования к уровню подготовленности школьников 1-4, 5-9, 10-11кл.

Особенностью новых программ является вариативный компонент – 30-40%. Именно тут школам предоставляется возможность вносить в программу свои элементы.

На основе программы создается конструкция учебного процесса в которой планируется что надо сделать, к чему прийти, ведение учета успехов ученика.

Много сегодня говорится о качестве образования, в данном случае физического.

Что имеется в виду?

  1. Уровень достигнутого здоровья по результатам тестирования и медицинского обследования.
  2. Физическое развитие детей по результатам антропометрических исследований.
  3. Физическая подготовленность (развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
  4. Двигательная подготовленность (по оценке владения движениями).

Все это объективные показатели качества образования.

К субъективным качествам образования следует отнести:

  1. Уровень профессиональной подготовленности педагога.
  2. Отношение педагога к своим обязанностям.
  3. Отношение учеников и их родителей к формированию здоровья.
  4. Психологическая атмосфера в классе (взаимоотношения между учениками).

Важнейшим элементом общей конструкции физического воспитания является система управления им.

Это функционально-процессуальная деятельность педагогического коллектива, направленная на решение вышеуказанных задач.

Составляющие такой деятельности:

  1. Система руководства процессом директором учреждения и  его заместителями (планирование и организация деятельности на их выполнение).
  2. Система участия в управлении всех педагогов и в первую очередь классных руководителей и учеников.
  3. Активная деятельность учителя физической культуры, педагога учреждения дополнительного образования.
  4. Ежегодное отслеживание результатов деятельности, их анализ и внесение коррекций в процесс физического воспитания.
  5. Прогнозирование результатов и соотнесение их фактического уровня с прогнозом.

В основном, все вышеперечисленные аспекты физического воспитания в работе школ района имеют место и способствуют решению задач физкультурного образования учащихся. Результаты мониторинга здоровья учащихся 9-х и 11-х классов, процентные соотношения распределения учащихся на медицинские группы здоровья, достижения учащихся подтверждают вполне удовлетворительные результаты физкультурно-оздоровительной работы школ района.

            Но в физкультурном образовании учащихся имеются упущения, ошибки:

- слабая функционально-процессуальная деятельность;

- далеко не полное выполнение требований гос. стандарта;

- ослаблена образовательная направленность физической культуры;

- не преодолено отчуждение физкультурного образования от личности, преодолеть которое путем организации физического образования в интересах личности – в этом суть процесса гуманизации образования.

            Последние замечания подтверждают результаты мониторинга здоровья учащихся 9 и 11 классов.

В 9 кл. из 151 ученика обследовано 99,3%.

- отличных показателей – 7 чел. (4,9%);

- хороших – 61 чел. (45,5%);

- средних – 41 чел. (46,2%);

- слабых – 5 чел. (3,5%).

В 11 кл. из 94 учащихся обследовалось 85 чел. (99%)

- отличных показателей – 8 чел. (9,5%);

- хороших – 53 чел. (63%);

- средних – 24 чел. (27%);

- слабых – нет.

             В 11-х классах почти 30% выпускников имеют средний уровень здоровья.

Для того чтобы сохранить положительные моменты физического образования детей в целях их здоровьеформирования, устранить недостатки необходима программа действий всей системы образования и как составной части физкультурного образования.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

Основная задача современной школы — обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

ПЛАН

реализации подпрограммы «Здоровье»

Направление деятельности

Мероприятия с педагогическими работниками

Мероприятия с учащимися

Мероприятия с родителями

Мониторинг и диагностика

1

2

3

4

5

Психолого -медико-педагогическое направление

Медико-физиологическое

Диспансеризация учителей;

Плановая вакцинация;

Индивидуальные и групповые консультации учителей;

Проведение уроков здоровья.

Проведение семинаров

Медико-физиологическое

Углубленный осмотр учащихся;

Плановая вакцинация;

Индивидуальные и групповые консультации учащихся.

Проведение уроков здоровья;

Медико-физиологическое

Индивидуальные и групповые консультации родителей.

Психолого-педагогическое консультирование “Особенности психо- физического развития детей дошкольного и школьного возраста” (психолог)

Медико-физиологическое

Диагностика и мониторинг здоровья учащихся и учителей;

Контроль за состоянием кабинетов, спортивных сооружений школы;

Контроль за противоэпидемическим состоянием пищеблока;

Контроль за состоянием фактического питания;

Бракераж

- Изучение психологической готовности учащихся начальных классов  (психологи);

- Контроль рассадки учащихся в соответствии с информацией о нарушениях зрения (зам. директора по УВР).

Психологическое

Индивидуальные беседы и консультации;

Оформление стендов и информационных листов;

Психологическое просвещение “Как сделать жизнь счастливее”

 

Психологическое

Индивидуальные беседы и консультации;

Оформление стендов и информационных листов;

Уроки здоровья.

Психогимнастика, коррекционно-развивающая работа, индивидуально – коррекционная работа

Психологическое

Индивидуальные беседы и консультации;

Оформление стендов и информационных листов;

- Анкетирование родителей  “Ваши пожелания и ожидания”;

- “Школьные трудности периода адаптации”

Психологическое

Мониторинг и диагностика психологического климата в классах;

Анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания на уроках.

Организация здорового питания

Организация питания учителей;

Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание»

Организация  классных часов и бесед по теме: «Здоровое питание»

Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание»

Проведение тематических родительских собраний: «Питание и здоровье ребёнка»

Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание»

Анкетирование родителей, учащихся, учителей по вопросам питания;

Контроль за противоэпидемическим состоянием пищеблока;

Контроль за состоянием фактического питания;

Учись быть здоровым

Повышение профессионального уровня учителей

Педагогические советы по здоровье-сберегающим технологиям;

Семинары, РМО, Подготовка методических рекомендаций для педагогов, по вопросам здоровья. Индивидуальные консультации.

Организация курсовой подготовки педагогов по вопросам здоровьясбережения.

Повышения уровня знаний о здоровье

Подготовка методических рекомендаций для учащихся по вопросам здоровья.

Индивидуальные консультации ОУ с учащимися.

Повышения уровня знаний о здоровье

Подготовка методических рекомендаций для родителей по вопросам здоровья.

Индивидуальные консультации.

Анкетирование учащихся и родителей по вопросам здоровья;

Оценка оздоровительного потенциала школы;

Формирование здоровьесберегающих условий в урочное и во внеурочное время;

Обучение и воспитание культуры здоровья.

Обучение:

Проведение педагогических мастерских по темам: «Здоровье учителя», «Здоровьесберегающие технологии»

- Разработка календарно – тематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков здоровья (зам. дир. по УВР);

- Планирование занятий по валеологии в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром (зам.дир.по УВР);

- Разработка динамических часов в 1 классе (учителя 1 классов).

Обучение и воспитание культуры здоровья

Обучение:

Уроки здоровья (1—4класс);

Спортивные секции;

Кружки.

Воспитание:Проведение школьных турниров по отдельным видам спорта;

Проведение Дней здоровья, Дней бегуна, лыжника….;

Семейно-спортивные праздники;

Военно-спортивная игра «Зарница»,

«Безопасное колесо»

Обучение и воспитание культуры здоровья

Обучение: Проведение тематических родительских собраний. Индивидуальные консультации родителей.

Участие в проведении школьных турниров по отдельным видам спорта;

Проведение Дней здоровья, Дней бегуна, лыжника….;

Семейно-спортивные праздники;

Анкетирование педагогов по вопросам эффективности работы данного направления;

Анкетирование учащихся и родителей по вопросам эффективности работы данного направления;

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового ребенка;

Оценка оздоровительного потенциала школы;

Анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания на уроках.

Организация отдыха и оздоровления учащихся и учителей;

Экологическое направление

Озеленение школы в соответствии САНПиН;

Организация охраны труда в кабинетах

Проведение тематических семинаров

Озеленение школы;

Создание тематических газет, стендов;

Организация тематических вечеров;

Организация экологических рейдов

Озеленение школы;

Создание тематических газет, стендов;

Участие родителей в оформлении школьного участка

Контроль за соответствием учебных кабинетов требованием охраны здоровья обучающихся;

Проверка санитарно-гигиенического режима в школе;

Спортивно-оздоровительное направление

Организация работы спортивных секций для учителей.

ЛФК

Участие в спортивных мероприятиях Организация отдыха и оздоровления учащихся

Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2,3,4-ом классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор)

Организация работы секций

- Спортивное соревнование “Мама, папа, я – спортивная семья”

Мониторинг физического развития

Информационная деятельность

 

Заседания РМО;

Занятия с учащимися по охране здоровья;

Инструктажи по охране труда на уроках, при проведении мероприятий.

Индивидуальные и групповые беседы с учащимися, склонными к вредным привычкам и их родителями;

Акции: «Курить или не курить», «Мир без наркотиков».

Индивидуальные, групповые медико-педагогические консультации по проблемам здоровья;

Классные часы «Поговорим о здоровье»

Выпуск тематических плакатов и листовок;

Тематические выпуски  брошюр;

Индивидуальные беседы;

Выпуск тематических листовок;

Тематические родительские собрания;

Спортивно-семейные праздники;

Анкетирование с целью выявления вредных привычек;

Организация отдыха и оздоровления учащихся и учителей;

- Изучение периодичности и эффективности спортивно- оздоровительных мероприятий в школе(зам.дир.по УВР и ВР).

Укрепление материальной базы

Мероприятия по витаминотерапии

Оснащение УМК по тематике, создание тематических уголков;

Озеленение школьной территории;

Озеленение школьной территории.

Организация питьевого режима.

Оборудования медицинских кабинетов ОУ.

Пополнение спортивной базы.

Озеленение школьной территории.

Работа управляющих советов

 

Диагностика оснащенности МТ