развитие системы образования

    назад 

 ВЕДОМСТВЕННАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ

 ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

БОЛЬШЕСОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО       РАЙОНА НА 2011-2013 ГОДЫ»

 

 

ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы

«Развитие системы образования Большесосновского муниципального района»

Наименование учреждения- заявителя

Муниципальное учреждение «Управление образованием администрации Большесосновского муниципального района  Пермского края»

Юридический адрес заявителя

617080 с. Большая Соснова ул. Ворошилова 5

Номер телефона

8 (257) 2-74-77 (тел./ факс)

E-mail

secretarruo@bk.ru

Адрес сайта

www.bsosnova.ucoz.ru

Разработчик Программы

Управление образованием  администрации Большесосновского муниципального района Пермского края

Цели и задачи

Цель: Обеспечение доступности качественногообразования длявсех слоев населения.

Задачи:

1.Создание условий в образовательных учреждениях, отвечающих лицензионным требованиям, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. 

2.Развитие межведомственной системы выявления и поддержки талантливых детей.

3.Совершенствование и развитие учительского потенциала.

4.Сохранение и укрепление здоровья школьников.

5.Расширение самостоятельности школ.

Сроки реализации программы

С 2011 по 2013 годы

Управление реализацией программы

Начальник управления образованием администрации  Большесосновского муниципального района; муниципальный общественный Совет по вопросам образования

Исполнители программы

- Управление образованием администрации Большесосновского муниципального района, образовательные учреждения

Потребность финансового обеспечения и источники финансирования, всего

2011 год –   850  тысячи рублей (бюджет района)

2012 год –  866 тысяч рублей (бюджет района)

2013 – 962 тысяч рублей (бюджет района)

всего: 2678 тысяч рублей

Районный бюджет

2678 тысяч рублей

Другие источники (внебюджетные средства)

10 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (в т.ч. целевое значение) и показатели социально-экономической эффективности

Выполнение Программы развития системы образования Большесосновского муниципального района на 2011-2013 годы приведет к созданию необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введению профильного образования. Существенно сократится доля школ, нуждающихся в капитальном ремонте. Доля школ, соответствующих лицензионным требованиям, останется на уровне 100%.

Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование, с 89% до 95%; увеличится доля детей обучающихся по программам профильного образования. Вырастет удельный вес детей  и подростков, занятых в сфере дополнительного образования,с 78% до 85                             %.

Возрастет удельный вес педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на высшую квалификационную категорию  с 17 % (2010 году) до 20 % (2013 году), на первую квалификационную категорию с 46 % (2010 году) до  60 % (2013 году).

Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения района, способствовать восстановлению воспитательного статуса семьи.

Организация контроля

- Администрация Большесосновского муниципального района Пермского края;

- Финансовое управление администрации Большесосновского муниципального района;

- Контрольно-счетная палата Земского собрания Большесосновского муниципального района.

 

 1.1.     Анализ состояния сферы действия Программы

Система образования Большесосновского муниципального района в 2010 году включает в себя 16 образовательных учреждений: 1 дошкольное учреждение,  6 основных школ (из них 5 ООШ со структурными подразделениями - детский сад), 7 средних школ со структурными подразделениями - детский сад и 4 структурными подразделениями начальная школа - детский сад, 2 учреждения дополнительного образования: МОУ ДОД "Центр творчества юных «Полет»" и МОУ ДОД ДЮЦ «Олимп».

Учреждения дошкольного образования посещают 477 человек, общеобразовательные школы - 1707 учащихся (в том числе в специальных коррекционных классах обучается 73 ученика), дополнительное образование получает 1848 человек (персонифицированный учёт составляет – 1332 человека). Удельный вес детей, занимающихся в системе дополнительного образования, составляет 78 % от числа всех воспитанников и учащихся от 5 до 18 лет.

Расходы на образование в бюджете Большесосновского муниципального района составили в 2010 году 102075,4 тыс. руб.

При этом текущие подушевые расходы районного бюджета на одного ученика  в год составляют за 10 мес. 2010г. 12713 рублей (на конец 2009 года сумма была 13267,5 рублей).

Развитие системы общего образования района характеризуется следующими процессами: охват детей  дошкольным образованием в 2010 году составляет 52%.

Система общего образования района всё еще находится под влиянием демографического спада, с 2006 по 2010 годы общее количество учащихся в дневных общеобразовательных школах в районе уменьшилось на 186 человек (9,8 %): 2006г.-1893чел., в 2010г.-1707 чел.

Малая плотность сельских поселений вызывает несоответствие удельного веса сельских школ количеству учащихся в них. Малая наполняемость сельских школ приводит к увеличению затрат бюджета на одного ученика, воспитанника, соотношение фонда оплаты труда и фонда материальных затрат составляет в  районе 61,6 % и 38,4% соответственно. Низкая платежеспособность сельского населения не позволяет увеличить долю внебюджетных средств (платных услуг) в системе образования. В 2010 году они составляют 7,4 % от общих затрат.

Анализ муниципальной системы образования  позволяет сделать вывод, что необходима некоторая  реорганизация существующей сети ОУ.

 

        В целях создания безопасных условий для нахождения детей и взрослых в образовательных учреждениях и выполнения лицензионных требований в рамках проекта «Новая школа» на капитальный ремонт образовательных учреждений было израсходовано более 22-х миллионов рублей, в том числе из местного бюджета 25%. В целях обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений:

- в большинстве школ установлена автоматическая пожарная сигнализация(АПС);

- в 2-х учреждениях образования установлены кнопки тревожной сигнализации.

            Частично обновлен автобусный парк школ. С2006 г. по 2010г. приобретено 3 автобуса.  Для обеспечения доступности качественного образования организован подвоз детей в пять школ района, функционирует интернат при Черновской средней школе.

          В результате проведенной работы лицензию на право осуществления образовательной деятельности в 2010г- получили 5 учреждений: Большесосновская СОШ, Петропавловская СОШ, Нижнелыпская ООШ, Бердышевская ООШ, Большесосновский детский сад.

 

         Одним из приоритетных направлений районной системы образования является работа с одаренными детьми, которая в школах района строится через углубленное изучение предметов, систему спецкурсов, факультативов, индивидуальных занятий, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках, организацию дополнительного образования. В районе ежегодно организуются и проводятся олимпиады, НОУ, традиционные районные мероприятия: «День Физики», “Художник 21 века”, “ТРИЗФОРМАТИКА 2010”, «Золотые руки»  и др.,  в которых принимают участие обучающиеся из большинства  образовательных учреждений  района. 

Одним из показателей эффективности работы с одаренными детьми являются победители олимпиад и конкурсов разного уровня. В районе  по некоторым предметам (географии, истории, химии, немецкому языку) за последние годы не было призеров олимпиад муниципального уровня, следовательно, и участников регионального этапа. Этот факт свидетельствует о том, что в школах недостаточно организована работа по подготовке учащихся к олимпиадам, в лучшем случае она носит эпизодический характер. Возможно, одним из решений данной проблемы является снижение количества участников и целенаправленная работа над качеством подготовки.

Поддержка  одаренной молодежи является вкладом в развитие человеческого капитала. И чем раньше ребёнок попадает в комфортную образовательную среду, тем успешнее будет его путь.

         И в первую очередь, на наш взгляд, необходимо создание равных возможностей для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Благодаря комплексной работе по созданию равных стартовых возможностей. Участью в краевом проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих ДОУ». Очередность детей с 1,5 до 5 лет сократилась по сравнению с прошлым годом на 13,5%. Но проблема очередности еще имеется, особенно в Большой Сосновой (52) и Черновском. Основной путь  ее решения открытие дополнительных групп. Что потребует дополнительных финансовых вложений.

Качественное образование способны обеспечить только высококвалифицированные, компетентные кадры. Образовательный ценз учителей района достаточно высокий: 65,3% имеют высшее образование, среднее специальное образование имеют 32,6% педагогов. У 73,1%  учителей первая и высшая категории.    

       Из  239 учителей  района  имеют  стаж  работы до 5 лет - 5% , до 10лет – 7% , до 20 лет – 31% , свыше 20 лет - 59%.

     Количество педагогов,  имеющих  стаж  работы  более  20 лет, увеличивается.  В  школах  района  работает  21  педагог, достигший пенсионного возраста, но  выпускники педагогических учебных заведений не спешат в школу. Ежегодно в среднем в район приезжают по 2-3  молодых  специалиста, 

Первостепенной задачей образовательных учреждений является повышение заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в отраслях экономики, повышение престижа учителя через участие в профессиональных конкурсах и приобретение жилья для работников образования.

Одним из основных индикаторов качества образования  являются результаты Единого государственного экзамена.

 В 2010 году большинство выпускников района сдавали два и более предмета по выбору. По 4 предметам  ЕГЭ: географии, литературе, истории и физике средний тестовый балл по Большесосновскому району выше, чем в среднем по Пермскому краю.

 Ниже краевых показателей оказались результаты ЕГЭ по русскому языку, математике,  английскому языку  и информатике.

Единый экзамен - безусловно, объективная оценка качества образования, важно проанализировать ситуацию и принять конкретные меры, повышающие уровень предметной обученности школьников, прежде всего, математических дисциплин и русского языка.

По итогам ЕГЭ 2010г. трое выпускников претендуют на получение дополнительной стипендии в размере 5000 рублей.

Отдельным стратегическим направлением развития системы образования района является информатизация.

Мы видим две важные цели информатизации:

- подготовить подрастающее поколение жить в информационном мире;

- создать условия для роста качества образования за счет внедрения новых технологий.

Во всех образовательных учреждениях имеется доступ в Интернет, что позволило

- обеспечить доступ учащихся и учителей к информационным хранилищам образовательных ресурсов,

- расширить возможности для участия в региональных и федеральных конкурсах для учащихся и учителей,

- организовать электронный документооборот,

- обеспечить открытость образовательного процесса и результатов через систему СЭД  и сайты образовательных учреждений,

- формировать информационную и социальную компетентность учащихся через участие в проектах  социальных сетей, например, WEB 2.0 

( Большесосновская СОШ и Черновская СОШ)

Необходимо обеспечить   стабильный доступ в  Интернет со скоростью 256 кб/с..   Сайты, программное обеспечение, скайп, ай си кью.

 За этот период проведена большая работа по повышению квалификации педагогических кадров по использованию ИКТ в образовательном процессе:  100 % учителей обучены по программе «Основы  использования персонального компьютера в образовательном процессе». Одной из задач остается внедрение электронной версии портфолио учителя, которое необходимо для прохождения одного из этапов аттестации.

К основным преимуществам системы образования Большесосновского муниципального района относятся:

-финансовая и хозяйственная самостоятельность  всех образовательных учреждений;

- развитие информатизации системы образования, что позволяет перейти к системным изменениям в содержании образования, внедрению современных технологий обучения, в т.ч. дистанционных, и является важным условием уменьшения диспропорции в получении качественного образования  сельским населением.

Основными проблемами в системе образования Большесосновского муниципального района являются:

-  проблема обеспечения детей местами в  дошкольных учреждениях;

- отсутствие системы по выявлению и поддержке талантливых детей;

- низкая наполняемость классов в сельских малокомплектных школах;

- материально-техническое оснащение некоторых школ не соответствует современным требованиям к условиям осуществления качественного образовательного процесса;

- результаты ЕГЭ, мониторинговых обследований  по обязательным предметам ниже краевых показателей;

- слабая мотивация родительского сообщества к общественному управлению образованием;

       - развитие учительского потенциала.

 

 

3. Прогноз социальных, экономических, общественно-политических последствий реализации программных мероприятий

Обеспечение доступности качественногообразования длявсех слоев населения предполагает решение следующих задач:

1. Развитие сети образовательных учреждений района:

- проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений с учетом перспективных потребностей,

- проведение мероприятий по выполнению образовательными учреждениями лицензионных требований,

- переход на образовательные стандарты второго поколения;

-повышение квалификации работников образования по проблемам профильного обучения и предпрофильной подготовки;

- разработка и реализация альтернативных моделей дошкольного образования;

- перевод образовательных учреждений в бюджетные учреждения;

- передача несвойственных функций внешнему оператору.

2. Создание условий для развития районной системы образования, для обновления содержания и внедрения новых технологий обучения:

- обновление содержания и форм воспитательной работы, в том числе:

реализация программ профилактики асоциального поведения, формирование иммунитета несовершеннолетних к вредным привычкам и девиантному поведению, внедрение региональной модели гражданского образования;

- информатизация системы образования:

развитие дистанционных образовательных технологий в обучении учащихся и детей-инвалидов; обновление механизмов повышения квалификации учителей, на основе индивидуальных образовательных маршрутов с использованием модульного принципа, через различные формы, в том числе и дистанционные.

3. Выравнивание доступности образовательных услуг для различных слоев населения:

- создание единого образовательного пространства района;

- включение образовательных учреждений в реализацию региональных моделей профильного обучения.

4. Обеспечение права детей на дошкольное образование:

 создание моделей предшкольного образования, в том числе:

- включение в реализацию региональных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, организационных моделей предшкольногообразования дляразличных условий, методики оценки, результативности дошкольного и предшкольного образования;

- включение в реализацию региональных альтернативных моделей дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, игровых центров, других форм дошкольного развития и воспитания);

открытие дополнительных групп дошкольного образования в Б. Сосновой;

5. Обеспечение условий для развития новых механизмов управления и регулирования в сфере образования, укрепление и развитие кадрового потенциала отрасли:

- включение в реализацию региональной системы оценки качества образования, в том числе:

- формирование общественного заказа на образовательные услуги;

- развитие информационной среды учреждений системы образования, информационно-аналитических систем поддержки принятия решений и мониторинга состояния системы образования района;

- внедрение региональной модели общественной экспертизы деятельности образовательных учреждений;

- совершенствование в районе отраслевой системы оплаты труда педагогических работников;

- внедрение регионального стандарта педагогической деятельности и аттестации педагогических кадров;

- реализация региональной модели организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

6. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

       Развитие и совершенствование нормативного подушевого финансирования, в том числе:

- совершенствование муниципальной и  региональной методики формирования нормативов, отражающих полную стоимость образовательной услуги, подготовку административно-руководящего персонала к работе на принципах подушевого финансирования, проведение факторного анализа стоимости 1 учащегося (воспитанника) в сопоставлении с аналогичными показателями районов-конкурентов;

- формирование системы муниципального заказа на образовательные услуги;

- оптимизация текущих затрат, в т.ч. реализация мероприятий по ресурсосбережению.

Реализация данных мероприятий будет осуществляться в рамках президентской инициативы «Наша Новая школа» по следующим ключевым направлениям:

1. переход на  новые образовательные стандарты;

2. развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей;

3.совершенствование учительского корпуса (развитие учительского потенциала);

4.изменение  школьной инфраструктуры;

5. сохранение и укрепление здоровья школьников;

6. расширение самостоятельности школ.

Выполнение Программы развития системы образования  Большесосновского муниципального района на 2011-2013 годы приведет к созданию необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для восстановления и развития воспитательных функций в деятельности образовательных учреждений, введению профильного образования. Существенно сократится доля школ, нуждающихся в капитальном ремонте. Доля школ, соответствующих лицензионным требованиям, достигнет уровня 100%.

Увеличится доля детей, получающих дошкольное образование, с 89 % до 95%. Вырастет удельный вес детей, подростков и юношей, занятых в сфере дополнительного образования, с  78% до 85%.

Возрастет удельный вес педагогов общеобразовательных учреждений, аттестованных на высшую квалификационную категорию  с  17 % (2010 году) до 23 % (2013 году), на первую квалификационную категорию с 46 % (2010 году) до  60 % (2013 году).

Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения района, способствовать восстановлению воспитательного статуса семьи.

4.Основная цель и задачи Программы:

Цель: Обеспечение доступности качественного образования

Задачи:

1) Создание условий в образовательных учреждениях, отвечающих лицензионным требованиям, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.  

2)  Обеспечение детей местами в  дошкольных учреждениях.

3) Улучшить результаты ЕГЭ, мониторинговых обследований  по обязательным предметам.

4) Развитие межведомственной системы выявления и поддержки талантливых детей.

5) Совершенствование и развитие учительского потенциала.

6) Сохранение и укрепление здоровья школьников.

7) Расширение самостоятельности школ.

 

Финансовое обеспечение Программы

 

скачать

 

                                                                                                                                                                 

25 ноября 2013 г. в Москве состоится торжественная церемония открытия Года науки Россия – ЕС 2014

подробнее

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов открыл Первый межрегиональный образовательный форум

Горячая линия

По вопросам незаконного сбора денежных средств в школах и детских садах Пермского края

Горячая линия

Горячая линия по воросам выплаты заработной платы учителям образовательных уреждений

Вакансия на должность директора школы

Вакансия на должность директора школы

счетчик посещений тест скорости интернета