Подпрограмма здоровье

назад

 

Подпрограмма

"Здоровье"

управления образования администрации Большесосновского муниципального района на 2011-2013 г. г.

 

Наименование подпрограммы


- подпрограмма "Здоровье" Управления образованием администрации Большесосновского муниципального района на 2011-2013 г.г

 

 

 

Цель подпрограммы

Задачи подпрограммы


- формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

 

  • создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей;
  • внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся;
  • разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в школе, ДОУ;
  • внедрение программ воспитания и обучения здоровью для всех  участников образовательного процесса.
  • создание системы физкультурно-оздоровительной работы.

 

 

 

Сроки реализации

 

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели её эффективности


-2011 -2013 годы

 

-   организация совместной деятельности медицинских работников, психологов и педагогов, по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого школьника;

-  осуществление систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики;

-  снижение  заболеваемости всех участников образовательного процесса;

-  создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся;

-  повышение уровеня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

 

Состояние проблемы

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

В Большесосновском районе 16 образовательных учреждений, 1705 учащихся. Все образовательные учреждения базируются в населенных пунктах с хорошей экологической обстановкой, природными условиями, способствующими сохранению и дальнейшему формированию здоровья.

Все образовательные учреждения закреплены за медицинскими учреждениями и получают основные виды обслуживания и помощи.

Внедрен и выполняется основной базисный учебный план с соблюдением требований САНПина. Введен 3-й час физической культуры за счет школьного компонента. Во всех школах дети получают горячее питание в школьных столовых.

Обязательные уроки и внеурочные занятия ведут специалисты физической культуры 17 человек, из них:

- 3 имеют высшую категорию;

- 5 – 1-ю категорию;

- 10 – 2-ю категорию.

Кроме них ведут занятия тренировочных групп ДЮЦ «Олимп» 11 человек:

- 2 имеют высшую категорию;

- 3 – 1-ю категорию;

- 6 – 2-ю категорию.

Почти половина специалистов имеют  первую и высшую категории.

Всю методическую работу процесса физического воспитания организует районное методическое объединение, в рамках которого проводятся 3-4 тематических семинара в год, 18-20 соревнований районного уровня.  Столько же соревнований краевого значения, 3-4 соревнования Всероссийского уровня.

Разработаны и внедряются в практику рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания.

Все это вместе взятое, в общем комплексе школьного учебного процесса, направлено на физическое и духовное совершенствование учащихся средствами физической культуры и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома, отражает целенаправленность школьного звена системы физического воспитания.

Главной целью такой работы является подготовка здоровых, физически образованных учеников к любым видам жизнедеятельности.

Но надо иметь в виду, что многое изменилось в жизни россиян:

- формируется новая общеобразовательная школа;

- меняется и совершенствуется педагогическая деятельность учителя;

-меняется и совершенствуется учебная деятельность ученика, делается все больший акцент на его саморазвитие, становление его личности, формирование активного «я», доведение умений до потребности и привычки организовать свой здоровый образ жизни.

Чтобы достичь такой цели необходимо в первую очередь программно-методическое обеспечение.

На сегодняшний день разработано более 20 программ физического воспитания. Любую из них можно взять за основу.

В настоящее время готовится к изданию учебная программа для школ Большесосновского района с учетом местных особенностей.

В основу всех программ заложен уровень требований государственного образовательного стандарта:

-обязательный минимум содержания физической культуры;

- требования к уровню подготовленности школьников 1-4, 5-9, 10-11кл.

Особенностью новых программ является вариативный компонент – 30-40%. Именно тут школам предоставляется возможность вносить в программу свои элементы.

На основе программы создается конструкция учебного процесса в которой планируется что надо сделать, к чему прийти, ведение учета успехов ученика.

Много сегодня говорится о качестве образования, в данном случае физического.

Что имеется в виду?

  1. Уровень достигнутого здоровья по результатам тестирования и медицинского обследования.
  2. Физическое развитие детей по результатам антропометрических исследований.
  3. Физическая подготовленность (развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).
  4. Двигательная подготовленность (по оценке владения движениями).

Все это объективные показатели качества образования.

К субъективным качествам образования следует отнести:

  1. Уровень профессиональной подготовленности педагога.
  2. Отношение педагога к своим обязанностям.
  3. Отношение учеников и их родителей к формированию здоровья.
  4. Психологическая атмосфера в классе (взаимоотношения между учениками).

Важнейшим элементом общей конструкции физического воспитания является система управления им.

Это функционально-процессуальная деятельность педагогического коллектива, направленная на решение вышеуказанных задач.

Составляющие такой деятельности:

  1. Система руководства процессом директором учреждения и  его заместителями (планирование и организация деятельности на их выполнение).
  2. Система участия в управлении всех педагогов и в первую очередь классных руководителей и учеников.
  3. Активная деятельность учителя физической культуры, педагога учреждения дополнительного образования.
  4. Ежегодное отслеживание результатов деятельности, их анализ и внесение коррекций в процесс физического воспитания.
  5. Прогнозирование результатов и соотнесение их фактического уровня с прогнозом.

В основном, все вышеперечисленные аспекты физического воспитания в работе школ района имеют место и способствуют решению задач физкультурного образования учащихся. Результаты мониторинга здоровья учащихся 9-х и 11-х классов, процентные соотношения распределения учащихся на медицинские группы здоровья, достижения учащихся подтверждают вполне удовлетворительные результаты физкультурно-оздоровительной работы школ района.

            Но в физкультурном образовании учащихся имеются упущения, ошибки:

- слабая функционально-процессуальная деятельность;

- далеко не полное выполнение требований гос. стандарта;

- ослаблена образовательная направленность физической культуры;

- не преодолено отчуждение физкультурного образования от личности, преодолеть которое путем организации физического образования в интересах личности – в этом суть процесса гуманизации образования.

            Последние замечания подтверждают результаты мониторинга здоровья учащихся 9 и 11 классов.

В 9 кл. из 151 ученика обследовано 99,3%.

- отличных показателей – 7 чел. (4,9%);

- хороших – 61 чел. (45,5%);

- средних – 41 чел. (46,2%);

- слабых – 5 чел. (3,5%).

В 11 кл. из 94 учащихся обследовалось 85 чел. (99%)

- отличных показателей – 8 чел. (9,5%);

- хороших – 53 чел. (63%);

- средних – 24 чел. (27%);

- слабых – нет.

             В 11-х классах почти 30% выпускников имеют средний уровень здоровья.

Для того чтобы сохранить положительные моменты физического образования детей в целях их здоровьеформирования, устранить недостатки необходима программа действий всей системы образования и как составной части физкультурного образования.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

Основная задача современной школы — обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

ПЛАН

реализации подпрограммы «Здоровье»

Направление деятельности

Мероприятия с педагогическими работниками

Мероприятия с учащимися

Мероприятия с родителями

Мониторинг и диагностика

1

2

3

4

5

Психолого -медико-педагогическое направление

Медико-физиологическое

Диспансеризация учителей;

Плановая вакцинация;

Индивидуальные и групповые консультации учителей;

Проведение уроков здоровья.

Проведение семинаров

Медико-физиологическое

Углубленный осмотр учащихся;

Плановая вакцинация;

Индивидуальные и групповые консультации учащихся.

Проведение уроков здоровья;

Медико-физиологическое

Индивидуальные и групповые консультации родителей.

Психолого-педагогическое консультирование “Особенности психо- физического развития детей дошкольного и школьного возраста” (психолог)

Медико-физиологическое

Диагностика и мониторинг здоровья учащихся и учителей;

Контроль за состоянием кабинетов, спортивных сооружений школы;

Контроль за противоэпидемическим состоянием пищеблока;

Контроль за состоянием фактического питания;

Бракераж

- Изучение психологической готовности учащихся начальных классов  (психологи);

- Контроль рассадки учащихся в соответствии с информацией о нарушениях зрения (зам. директора по УВР).

Психологическое

Индивидуальные беседы и консультации;

Оформление стендов и информационных листов;

Психологическое просвещение “Как сделать жизнь счастливее”

 

Психологическое

Индивидуальные беседы и консультации;

Оформление стендов и информационных листов;

Уроки здоровья.

Психогимнастика, коррекционно-развивающая работа, индивидуально – коррекционная работа

Психологическое

Индивидуальные беседы и консультации;

Оформление стендов и информационных листов;

- Анкетирование родителей  “Ваши пожелания и ожидания”;

- “Школьные трудности периода адаптации”

Психологическое

Мониторинг и диагностика психологического климата в классах;

Анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания на уроках.

Организация здорового питания

Организация питания учителей;

Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание»

Организация  классных часов и бесед по теме: «Здоровое питание»

Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание»

Проведение тематических родительских собраний: «Питание и здоровье ребёнка»

Оформление стендов и уголков по тематике: «Здоровое питание»

Анкетирование родителей, учащихся, учителей по вопросам питания;

Контроль за противоэпидемическим состоянием пищеблока;

Контроль за состоянием фактического питания;

Учись быть здоровым

Повышение профессионального уровня учителей

Педагогические советы по здоровье-сберегающим технологиям;

Семинары, РМО, Подготовка методических рекомендаций для педагогов, по вопросам здоровья. Индивидуальные консультации.

Организация курсовой подготовки педагогов по вопросам здоровьясбережения.

Повышения уровня знаний о здоровье

Подготовка методических рекомендаций для учащихся по вопросам здоровья.

Индивидуальные консультации ОУ с учащимися.

Повышения уровня знаний о здоровье

Подготовка методических рекомендаций для родителей по вопросам здоровья.

Индивидуальные консультации.

Анкетирование учащихся и родителей по вопросам здоровья;

Оценка оздоровительного потенциала школы;

Формирование здоровьесберегающих условий в урочное и во внеурочное время;

Обучение и воспитание культуры здоровья.

Обучение:

Проведение педагогических мастерских по темам: «Здоровье учителя», «Здоровьесберегающие технологии»

- Разработка календарно – тематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков здоровья (зам. дир. по УВР);

- Планирование занятий по валеологии в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром (зам.дир.по УВР);

- Разработка динамических часов в 1 классе (учителя 1 классов).

Обучение и воспитание культуры здоровья

Обучение:

Уроки здоровья (1—4класс);

Спортивные секции;

Кружки.

Воспитание:Проведение школьных турниров по отдельным видам спорта;

Проведение Дней здоровья, Дней бегуна, лыжника….;

Семейно-спортивные праздники;

Военно-спортивная игра «Зарница»,

«Безопасное колесо»

Обучение и воспитание культуры здоровья

Обучение: Проведение тематических родительских собраний. Индивидуальные консультации родителей.

Участие в проведении школьных турниров по отдельным видам спорта;

Проведение Дней здоровья, Дней бегуна, лыжника….;

Семейно-спортивные праздники;

Анкетирование педагогов по вопросам эффективности работы данного направления;

Анкетирование учащихся и родителей по вопросам эффективности работы данного направления;

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового ребенка;

Оценка оздоровительного потенциала школы;

Анкетирование учащихся по выявлению комфортности пребывания на уроках.

Организация отдыха и оздоровления учащихся и учителей;

Экологическое направление

Озеленение школы в соответствии САНПиН;

Организация охраны труда в кабинетах

Проведение тематических семинаров

Озеленение школы;

Создание тематических газет, стендов;

Организация тематических вечеров;

Организация экологических рейдов

Озеленение школы;

Создание тематических газет, стендов;

Участие родителей в оформлении школьного участка

Контроль за соответствием учебных кабинетов требованием охраны здоровья обучающихся;

Проверка санитарно-гигиенического режима в школе;

Спортивно-оздоровительное направление

Организация работы спортивных секций для учителей.

ЛФК

Участие в спортивных мероприятиях Организация отдыха и оздоровления учащихся

Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2,3,4-ом классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор)

Организация работы секций

- Спортивное соревнование “Мама, папа, я – спортивная семья”

Мониторинг физического развития

Информационная деятельность

 

Заседания РМО;

Занятия с учащимися по охране здоровья;

Инструктажи по охране труда на уроках, при проведении мероприятий.

Индивидуальные и групповые беседы с учащимися, склонными к вредным привычкам и их родителями;

Акции: «Курить или не курить», «Мир без наркотиков».

Индивидуальные, групповые медико-педагогические консультации по проблемам здоровья;

Классные часы «Поговорим о здоровье»

Выпуск тематических плакатов и листовок;

Тематические выпуски  брошюр;

Индивидуальные беседы;

Выпуск тематических листовок;

Тематические родительские собрания;

Спортивно-семейные праздники;

Анкетирование с целью выявления вредных привычек;

Организация отдыха и оздоровления учащихся и учителей;

- Изучение периодичности и эффективности спортивно- оздоровительных мероприятий в школе(зам.дир.по УВР и ВР).

Укрепление материальной базы

Мероприятия по витаминотерапии

Оснащение УМК по тематике, создание тематических уголков;

Озеленение школьной территории;

Озеленение школьной территории.

Организация питьевого режима.

Оборудования медицинских кабинетов ОУ.

Пополнение спортивной базы.

Озеленение школьной территории.

Работа управляющих советов

 

Диагностика оснащенности МТ

 

25 ноября 2013 г. в Москве состоится торжественная церемония открытия Года науки Россия – ЕС 2014

подробнее

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов открыл Первый межрегиональный образовательный форум

Горячая линия

По вопросам незаконного сбора денежных средств в школах и детских садах Пермского края

Горячая линия

Горячая линия по воросам выплаты заработной платы учителям образовательных уреждений

Вакансия на должность директора школы

Вакансия на должность директора школы

счетчик посещений тест скорости интернета